Брак (возраст вступающих в брак, согласие брачующихся, правоотношения супругов и т.д.)
Обыск церковный - письменный акт, составляемый причтом церкви перед венчанием каждого брака и удостоверяющий наличность условий, требуемых законом для совершения брака. В существующей для того при каждой церкви (с 1802 г.) шнурозапечатанной книге, выдаваемой из консистории за подписью одного из членов, заносятся сведения; о звании, состоянии, вероисповедании и месте жительства жениха и невесты, о детях и здравом умственном состоянии их, о том, что между ними нет степени родства, препятствующей, по закону, их браку, а также о том, которым браком они сочетаются, и по доброй ли воле, и имеют ли согласие на брак со стороны своих родителей и вообще лиц, согласие которых требуется по закону, были ли перед тем они у исповеди и св. причастия. Этот акт, установленный в 1765 г. (нынешняя его форма составлена в 1837 г.), подписывается женихом и невестой, двумя или тремя поручителями и причтом церкви, и к нему прилагаются подлинные документы, из которых одни (например дозволение начальства на вступление в брак) хранятся при книге, с других же списываются в книгу копии (аттестат о службе и под.), а подлинники возвращаются с отметкой на них о совершении брака, за подписью священника. Прототипом обыска послужили "венечные памяти" древней Руси, выдававшиеся от имени патриарха или епархиального архиерея доверенными духовными лицами на имя священника, который должен был совершать брак; в этих памятях обозначались имена лиц, вступающих в брак и предписывалось "обыскивать", нет ли препятствий к совершению брака. До 1775 г. от родителей венчающихся требовалась присяга, что жених и невеста добровольно вступают в брак, без принуждения со стороны родителей.
Срок на совершение таинства Брака устанавливался от заявления о желании вступить в брак жениха своему приходскому священнику. Этот срок обычно составлял три недели, в которые клирик данного приходского храма делал троекратное оглашение на предмет выявления препятствий к данному браку. Подобное оглашение производилось и в приходе невесты, если она была прихожанкой другого храма. Иногда этот срок можно было сократить до недели, если между двумя воскресеньями были два служебных дня, в которые можно было огласить о предстоящем браке. Эти оглашения были мудрой мерой предосторожности. Они позволяли избежать брака между лицами кровного или духовного родства, а также выявляли до брака все прочие для него препятствия. Так что максимальный срок на встречи жениха и невесты обуславливался тремя оглашениями и измерялся тремя неделями. Никакого другого правила со стороны Церкви нет, и затяжка срока может быть только по воле жениха и невесты.
Перед совершением таинства Брака брачующимся требовалось совершить таинство исповеди и причастия Святых Таин. Разумеется, перед причащением соблюдается обычный пост (говение).
Форма обыска брачного
19: года ноября: дня. По указу Его Императорского Величества, такого-то города, или села, такой-то церкви Священнослужители и церковные причетники производили обыск о желающих вступить в брак, и оказалось следующее: 1) Жених (здесь показывается звание, или чин, место служения, имя, отчество, фамилия, Православного или Латинского исповедания и проч.) жительствует такого-то города, или такого-то уезда и села в приходе сей церкви. 2) Невеста (здесь написать звание, имя, отчество и фамилию, Православного или Лютеранского исповедания и проч.) жительствовала доныне города, или уезда и села такого-то, в приходе церкви такой-то. 3) Возраст к супружеству имеют совершенный, а именно: жених стольких-то лет, а невеста стольких-то лет, и оба находятся в здравом уме. 4) Родства между ними духовного, или плотского родства и свойства, возбраняющего по установлению Св. Церкви брак, никакого нет. 5) Жених холост, или вдов, после первого или второго брака. 6) К бракосочетанию приступают они по своему взаимному согласию и желанию, а не по принуждению, и на то имеют от родителей своих, или опекунов или попечителей (прописывать звание или чин, место служения, имя, отчество и фамилию каждого из них, если же родителей в живых нет, то сие оговаривать), чиновники гражданские и люди военного ведомства - от начальства позволение. 7) По троекратному оглашению, сделанному в означенной церкви такого-то года, месяца и числа, препятствия к сему браку никакого никем не объявлено. 8) Для удостоверения беспрепятственности сего брака представляются письменные документы: а) дозволение жениху вступления в брак от такого-то начальства, выданное такого-то года, месяца и числа за таким-то номером, прилагаемое при сем в подлиннике; б) сведение о невесте от ее духовного отца, прилагаемое при сем в подлиннике (здесь показывать и другие, смотря по обстоятельствам, письменные документы, напр., указ Консистории, с прописанием разрешения сего брака, в тех случаях, когда таковое разрешение требуется по закону). 9) Посему бракосочетание означенных лиц предположено совершить в вышеупомянутой такой-то церкви сего 19: года такого-то числа и месяца в узаконенное время при посторонних свидетелях. 10) Что все показанное здесь о женихе и невесте справедливо, в том удостоверяют своей подписью, как они сами, так и по каждом три или два поручителя, с тем, что если что окажется ложным, то подписавшиеся повинны за то суду по правилам церковным и по законам гражданским. За сим следует подпись: а) жениха, б) невесты, в) трех или двух поручителей по женихе, г) трех или двух поручителей по невесте и д) в заключении пишется: обыск производили, имя, отчество и фамилия оной же церкви Священник, Дьякон и церковные причетники с означением имен, отчества и фамилии. Каждый подписывается собственноручно.
Примечание. При сем постановляется между прочим в обязанность Священнослужителям и церковным причетникам: 1) Представленные к обыску подлинные документы, которые должны быть оставлены в церкви, как, напр., дозволение начальства на вступление в брак чиновнику и т.п., хранить при обыскной книге, а с прочих документов, напр., с аттестатов о службе, из которых заимствовано показание о летах жениха, списывать в книгу под обыском копии, а подлинные возвращать, буде кому следует, с распиской в обратном получении и с надписанием на оных времени совершения брака за подписанием Священника. 2) Если невеста другого прихода, о ней требовать от ее духовного отца свидетельства с показанием: девица или вдова, скольких лет, была ли у исповеди и Св. Причастия, и сие свидетельство прилагать к обыску.
Брачные документы (документы учета гражданского состояния населения).
Полный набор документов, прилагаемых к обыску состоял из:
1) прошения о вступлении в брак;
2) разрешение начальства (с подписью и печатью);
3) свидетельства или удостоверения о разрешении на вступление в брак жениху, выданного купеческой или мещанской управой, если он принадлежал к этим сословиям;
4) паспорта, если жених или невеста были из другого прихода;
5) метрического свидетельства о рождении;
6) свидетельства об исповеди и причастии;
7) свидетельства об оглашении с подписями причта и церковной печатью;
8) свидетельства о номере брака после вдовства или развода;
9) указа консистории о разрешении повенчать 3-й брак (с 1840 г.);
10) указа консистории о расторжении брака и разрешении вступить в новый;
11) свидетельства о явке к исполнению воинской повинности от тех, кому минул 21 год;
12) показания - обязательства для иноверцев при вступлении в брак с православными соблюдать законы Российской империи. Кроме перечисленных документов в каждом конкретном случае при заключении брака могли потребоваться и другие, поэтому в книгах брачных документов встречаются свидетельства о смерти одного из супругов при вступлении во второй брак другого; о принадлежности вступающих в брак к определенным сословиям; об окончании учебных заведений и др.
Условия, необходимые для брака.
1. Возраст, раньше которого не дозволяется вступать в брак - именуется "брачным совершеннолетием" и не всегда совпадает с общим гражданским совершеннолетием. Так, по каноническому праву Западной церкви возраст этот определен для мужчины с 14 лет, для женщ. с 12; по законам Протестантской церкви — для обоих 14 лет; по французскому праву — для мужчины 18, для женщ. 15; по германскому — для мужчины 20, для женщины 16; в Вюртемберге и некоторых швейцарских кантонах — для обоих 25 лет; по английскому — для мужчины 14, для женщины 12 (причем заключенные до достижения этого возраста браки признаются лишь "несовершенными", imperfect), недействительными же считаются лишь те, которые заключены ранее 7-летнего возраста); по греко-римским законам — сначала для мужчины 14, а затем 15, для женщины 12 и 13, каковые определения вошли в нашу Кормчую книгу; в XVIII в. св. Синод назначил для жениха 15, а для невесты 13-летний возраст, и наконец 1830 г. Высочайшим указом воспрещено вступать в Б. лицам мужского пола раньше 18, а женского — 16 лет.
Из этого общего правила закон наш допускает след. исключения:
а) для жителей Кавказского края брачное совершеннолетие определяется для мужчины в 15 лет, для женщины в 13;
б) епархиальному начальству дозволено разрешать в необходимых случаях браки, когда жениху или невесте не достает не более полугода до требуемого законом совершеннолетия;
в) с 1837 г. запрещено вступать в Б. офицерам ранее 23-летнего возраста, а с 23—28 Б. может быть разрешен начальством по представлении имущественного обеспечения.
Нашим законодательством определен и возраст, по достижении которого воспрещается вступление в Б., именно 80-летний, каковое постановление Свода заимствовано из инструкции, данной в 1677 г. старостам поповским от патриарха московского Адриана и из синодского указа 1744 г. по делу Ерюльского. Но так как церковными законами установлен предельный возраст в 60 лет, то лицам, достигшим этого возраста, но не имеющим еще 80 лет, на Б. нужно испрашивать разрешение архиерея.
Нарушение законов о брачном возрасте, кроме уголовной ответственности (заключение в тюрьме на время от 2—4 мес. или арест от 3 недель до 3 мес.), может повлечь за собою признание Б. недействительным, причем дело о признании Б., заключенного до достижения совершеннолетия, недействительным может быть начато только тем из супругов, который вступил в Б. во время несовершеннолетия и притом лишь тогда, когда такой Б. не имел своим последствием беременности.
2. Взаимное согласие брачущихся - существеннейшее условие брака, признаваемое, по примеру древнеримских юристов, всеми европейскими законодательствами, у нас получило законное определение лишь с 1724 г., когда именным указом Петра I запрещено родителям и господам принуждать к вступлению в Б. детей и подвластных им лиц, в обеспечение чего от родителей и господ требовалась присяга. Ныне это положение признано нашими гражданскими законами.
Свободное согласие предполагает 2 условия:
а) способность к изъявлению воли, определенную сознательным отношением человека к юридическому действию, которое он намерен совершить. Это отсутствие сознания зависит как от незрелости возраста, так и от расстройства умственных сил; и
б) отсутствие стороннего принуждения, причем под принуждением разумеется как физическое, так и психическое насилие (угрозы), которое может быть со стороны или близких лиц, или же сторонних, или наконец, одного из сочетающихся браком лиц. Последнее может выражаться в насилии, обмане или похищении, за которые уголовный закон подвергает виновных наказанию. Точно так же стороннее лицо, принуждающее кого-либо путем насилия или угроз, подлежит уголовной ответственности, которая однако в подобных случаях может быть возбуждена лишь по жалобе пострадавших или их родителей и опекунов, без жалобы или протеста коих и сам Б. не может быть признан недействительным.
3. Согласие сторонних лиц, от коих лицо вступающее в Б. находится в зависимости. Такими лицами могут быть:
а) родители, согласие которых в нашем допетровском законодательстве совпадало с согласием брачующихся, а впоследствии стало дополнением к доброй воле сочетающихся. По нашему законодательству значение этого согласия заключается в том, что лицо не должно вступать в Б. вопреки несогласию родителей. О том, чтобы с нарушением этого условия была сопряжена недействительность Б., закон не упоминает, он указывает лишь на те невыгодные последствия, которые из этого нарушения вытекают; именно, оно влечет заключение в тюрьме от 4—8 месяцев и лишение права наследовать по закону в имении того из родителей, которого они оскорбили своим неповиновением. Родителям, однако ж, представляется впоследствии, по усмотрению своему, в духовном завещании или другом законно составленном акте, или же в просьбе или иной бумаге на имя какого-либо судебного или правительственного места или лица объявить, что они прощают виновных и восстановляют права их на наследование их имением вполне или частью. Значение согласия родителей не зависит притом (судя по смыслу наших гражданских законов) от возраста брачущихся.
б) Опекуны и попечители, коих согласие требуется нашим законодательством вместо родительского; однако, жителям Черниговской и Полтавской губерний можно просить взамен его разрешения суда. Несоблюдение этого условия влечет за собою арест от 3 недель до 3 месяцев.
в) Помещики, согласие которых требовалось при вступлении в Б. их крепостных.
г) Начальство, положительное, на письме выраженное согласие, которое требуется нашим законом ввиду недопущения до брачного союза лиц, не имеющих достаточных средств для содержания семейства. Первоначально требование это, касавшееся лишь гардемаринов, мы встречаем в петровском "Регламенте о управлении адмиралтейства и верфи" (1722); в 1749 сенатским указом то же право применено к служащим в ландмилицких полках, а затем распространено на всех военнослужащих других частей, причем в инструкции полковнику пехотного полка 1764 (П. Собр. Зак., № 12289) указаны мотивы этого требования, которое с изданием Свода Законов распространено на всех служащих в гражданской службе. Условие это в настоящую минуту имеет практическое значение лишь по отношению к Б. офицеров, не достигших 28 лет, которым вступление в Б. может быть разрешено не иначе, как по представлении имущественного обеспечения, которое может быть собственностью жениха или невесты, или обоих их вместе, приносит дохода не менее 250 р. Что же касается лиц гражданского ведомства, то для них требуемое законом согласие начальства является лишь простою формальностью, за исключением дипломатических чиновников, коим разрешение на Б. с иностранками выдается лишь по представлении подписки невесты в том, что ей объявлено об обязанности продать имение свое в чужих краях, возникающей для нее с момента вступления в Б. с лицом, находящимся на дипломатической службе. В прежнее время почти во всех государствах Европы свободная воля по вступлению в брак ограничивалась: в феодальный период согласием сюзерена на Б. вассала, который за нарушение этого требования подвергался лишению предоставленного ему феода; впоследствии же долгое время требовалось дозволение сословия или общества, к коему принадлежали брачущиеся, следы чего встречаются до сих пор в мелких германских государствах. У нас всякий неслужилый человек. состоя в тягле государевом, городском или сельском, не должен был вступать в Б. "безъявочно", т. е. не объявив о том городскому или сельскому начальству. Требование это установлено было с фискальною целью, ибо с явкою сопряжены были поборы, имевшие вид выкупа или дани, носившие следующие названия: убрусное, свадебное, свадебная, или выводная, куница, новоженный убрус и др. и уничтоженные в царствование Екатерины II (1775).